Войти / Регистрация

ОТ ИДЕИ К КАМНЮ

Последние полвека до Рождества Христова. Римское войско под предводительством Юлия Цезаря вошло в Египет. События, полные страсти и тайны, развернулись на красочной и загадочной земле.

Представляем Вам шахматный поединок двух армий, двух культур.

Египетская царица, красавица Клеопатра, пленившая своими чарами великого Цезаря, и ее брат, так и не ставший царем, — 14-летний Птолемей. Хитрые и коварные жрец и советник. Нубийские и египетские воины. Все это черные фигуры.

Великий деятель и полководец Юлий Цезарь и его друг Брут, ставший предателем и убийцей. Соратник Цезаря Марк Антоний, потерявший все из-за безграничной любви к Клеопатре. Преданные легионеры. Это белые фигуры.

Одна из самых известных в мире историй любви и предательства, жажды власти и славы… Каждый раз, разыгрывая партию этими фигурами, Вы будете писать свою историю!

Для реализации проекта — от замысла до художественного воплощения в камне 32-х фигур — потребовалось более 3-х лет кропотливой работы коллектива студии.

Оригинальный шахматный набор отличается грандиозностью замысла и виртуозным техническим исполнением.

Сложное формообразование на основе изобразительности и максимальное внимание к деталям превращают простые шахматы в самостоятельный эстетический объект с сохранением утилитарной игровой функции.

Мастера екатеринбургской студии «Святогор» (основана в 2011 г. И. Голубевым и Г. Пономаревым) несколько лет трудились над изготовлением тридцати двух фигур в технике объемной мозаики.

Создание каменной полихромной пластики — непростой и очень трудоемкий процесс. Сначала делается графический эскиз и определяется общее цветовое решение. Затем лепится модель из монохромного материала и подбираются соответствующие замыслу цветные минералы. С учетом физических характеристик, рисунка, текстуры и фактуры режутся, шлифуются и полируются фрагменты изделия, инкрустируются глаза (как правило, из белого кахолонга с цветным центром) и элементы декора.

На финальном этапе при помощи стальных штифтов и клея производится кропотливая операция сборки и монтажа с металлическими деталями: аксессуарами костюма и воинской арматурой, особенно оружием, — в данном случае, метательным (лук со стрелами), колющим (копье) и холодным рубящим (меч, секира).

На почти метровом наборном поле фиксируются взаимодействие и противостояние общественных систем, культур и отдельных личностей.

Драматургия театрализованной шахматной партии строится на свободной авторской интерпретации исторических событий последнего столетия республиканского Рима, где тесно переплетаются служение государству и борьба за власть, интриги, предательство и роковая любовь.

Эскиз фигуры КлеопатраЭскиз фигуры «Клеопатра» (черный ферзь)

Главными действующими лицами многофигурной костюмированной композиции становятся властелин римской державы Юлий Цезарь и царица Египта Клеопатра.

Мастера студии «играют» в шахматы по своему творческому алгоритму: сохраняя базовый стиль эпохи, они трансформируют костюм, используют нетипичную цветовую палитру, добавляют фантазийные элементы декора.

Здесь каждая фигура из условного символа превращается в живой персонаж, индивидуализированы даже пешки-воины: поза, жесты рук, вид и расположение предметного ряда (вооружение, штандарты, музыкальные инструменты).

Некоторые ключевые фигуры (короли, ферзи, слоны) персонифицированы, римские военачальники имеют портретное сходство с историческими прототипами.

Первоначально планировалось показать сцену морского сражения при мысе Акций около берегов Греции (31 г. до н. э. Клеопатра и Марк Антоний против Октавиана), но в итоге был выбран вариант сухопутного противостояния легендарных правителей.

В не имеющем аналогов произведении успешно решена неординарная задача организации единого ансамбля из десятков костюмированных фигур с акцентированными этническими характеристиками. Работа усложнялась необходимостью соблюдения принципа симметрии как внутри армии, так и относительно войска противника.

Интересные конструкции разработаны для других ведущих фигур: конь — в виде нарядной двухколесной колесницы со стоящим возничим; ладья (тура) — в виде фортификационного мини-сооружения, за стенами которого скрывается лучник.

В комплекте белые фигуры обозначают римскую армию, черные — войско египтян. Формальным признаком служит цвет круглых в сечении подставок из просвечивающего белого льдистого кварца и глухого черного гагата.

Шахматисты ненавязчиво вовлекаются в далекое прошлое и в рамках правил игры «пишут» свой сценарий развития событий с непредсказуемым финалом.

Григорий Пономарев, автор проекта.

Камнерезные шахматы