Войти / Регистрация

МОНГОЛЬСКИЙ СТИЛЬ ДЗАНАБАЗАРА В БУДДИЙСКОМ ИСКУССТВЕ

DzanabazarГ. Дзанабазар (1635–1723)
Скульптура. Автопортрет 1723 г.
Бронза, литье, золочение, цветной пигмент.
59 × 61,5 см
Музей-дворец Богдо-хана, Улан-Батор, Монголия

Знаменитый монгольский скульптор, художник, архитектор Г. Дзанабазар (1635–1723) — один из величайших мастеров буддийского мира. Именитые авторы сравнивают его по уровню гениальности с Леонардо да Винчи, а его скульптуры — с творениями Микеланджело1. Дзанабадзар создал свой особый стиль буддийской скульптуры и живописи и основал школу по изготовлению буддийской скульптуры. Он хорошо знал буддийское искусство Индии, Тибета, Непала и Китая и, используя лучшие особенности художественных традиций этих стран, создавал свои замечательные произведения. Пластические работы его непосредственных учеников, выполненные по восковым моделям самого мастера, определяются как «школа Дзанабазара». Есть также произведения более поздних последователей, которые следует считать выполненными в стиле Дзанабазара (зачастую их тоже относят к школе).

Работы, связанные с именем Дзанабазра, пользуются огромным интересом в мире изобразительного искусства и антиквариата, а их стоимость на крупнейших мировых аукционах всегда высока2. Главные шедевры мастера и его круга учеников находятся в храмах и музеях Монголии, а также в крупнейших коллекциях искусства Востока в России, КНР, США, Великобритании, Швейцарии, Франции и других странах.

Ундур-гэгэн Дзанабазар родился в семье Тушэту-хана Гомбодоржа, правителя центральной Халха Монголии. Он был прямым потомком Чингисхана (1162–1227) по мужской линии (в 21 колене). Он получил титул Джебзундамба-хутухты Богдо-гэгэна Первого и таким образом был признан 16-м воплощением в линии преемственности просветленного сознания от непосредственного ученика Будды Шакьямуни Сувишудхамати (VI век до н. э.) до тибетского ученого Таранатхи (1575–1635)3. Стал первым буддийским правителем страны Вечного Синего Неба во время усиления маньчжурской империи Цин (1644-1911). Богдо-гэгэн Монголии занимает третью по значимости позицию в буддизме Ваджраяны после Далай-ламы и Панчен-ламы.

Уникальность мастера Дзанабазара состоит в том, что ему удалось в буддийском искусстве реализовать оригинальную эстетику центральноазиатских кочевников, придав им утонченную изысканность, техническое и художественное совершенство, щепетильно сохраняя при этом канон индо-тибетской иконографии4. Для скульптур Дзанабазара характерны чистота и замкнутость линий, точеная округлость форм, элегантная лаконичность, безупречная пропорциональность, прочность литья и очень высокое качество золочения. Шедевры мастера неизменно поражают нас сочетанием осязаемой реалистичности и ускользающей мистической тайны, строгим следованием буддийскому Святому писанию и соответствием современным стандартам физической и духовной красоты5.

Высокая аукционная стоимость произведений Дзанабазара и работ его школы продиктована неизменным на них спросом, она зависит от размеров, состояния сохранности, степени участия в производстве самого мастера, редкости формы, а также социально-экономической ситуации в мире и удачливости на антикварном рынке. Так, бронзовая скульптура Бодхисаттвы Зеленой Тары автора Дзанабазара была продана на аукционе в Париже в декабре 2014 году за 3,46 миллиона евро (4,3 млн $ US). Блистательно исполненный скульптурный автопортрет Дзанабазара на аукционе China Guardian в Китае в 2016 году был продан за 73 миллиона юаней (11,3 млн $ US). Одной из последних продаж в марте 2021 года на аукционе Christie’s была небольшая статуэтка Будды Ратнасамбхавы высотой 6,2 см школы Дзанабазара, ушедшая за 56 250 $ US.

Сурун-Ханда Дашинимаевна Сыртыпова
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Института востоковедения Российской академии наук

 


1Beaguin G. Treasures from Mongolia — Buddhist Sculpture from the School of Zanabazar. Rossi & Rossi. NY., 2005.

2Например, бронзовая скульптура Зеленой Тары XVII в. Дзанабазара на аукционе в Париже 11.12.2014 продана за 3,46 млн евро (4,3 млн $ US) (https://news. mn/en/198375/ обращение 10.02.2024). Статуэтка Будды Амитаюса XVII в. школы Дзанабазара высотой 21,5см продана на аукционе Кристис 15.03.2017 за 112 500 $ US, лот 231 (https://www.christies.com/en/lot/lot-6061732 обращение от 10.02.2024). Скульптура Дзамбалы в 19,6см продана на Кристис 13.04.2008 за 31 700 фунтов стерлингов (https:// www.christies.com/en/lot/lot-5065020).

3Сыртыпова С.-Х. Д. Жизнь и творчество Г. Дзанабазара (1635–1723): вербальные и визуальные источники исследования. Отв. ред. В. П. Андросов; ИВ РАН. — М.: ИВ РАН, 2021. — 278 с.

4Bhattacharya B. The Indian Buddhist Iconography. Mainly based on The Sadhanamala and Cognate Tantric Texts of Rituals. (2nd Ed.). Calcutta: Firma K. L. Mukhopadhyay, 1958. 479 р.

5Сыртыпова С.-Х. Д. Код Дзанабазара (1635–1723): монгольский стиль и кочевническая эстетика в буддийском искусстве Ваджра- яны. Москва, ИВ РАН. 2022. — 404 с. илл.

Будда Дзанабазар