Войти / Регистрация

Анатолий Тимофеевич Зверев «Портрет мужчины в очках»

Лот №421
Закрытие лота: 23.05.2024 в 23:01
Стартовая цена: 280 000
  • Год: 1961
Ставка Логин Время

Анатолий Тимофеевич Зверев (1931–1986)
1961 г.
Бумага, гуашь
59 × 42 см; в раме — 72,5 × 54,5 см
Слева внизу монограмма и дата: АЗ. 61
Провенанс: Cannes Enchères, Cannes, 16 April 2011, lot 52; частная коллекция, Москва

А. Т. Зверев является ярким представителем «второго русского авангарда», а также выдающимся мастером неофициального искусства. Он одним из первых советских художников усвоил уроки Дж. Поллока, во многих отношениях был близок к европейскому ташизму. Крупный коллекционер русского авангарда Г. Д. Костаки считал А. Т. Зверева первым русским экспрессионистом (целый ряд его графических работ близок к творениям австрийского экспрессиониста Э. Шиле).

Портрет был ведущим жанром в творчестве А. Т. Зверева. Представленная на аукционе работа относится к характерным произведениям художника начала 1960-х годов. Как писал Г. Д. Костаки, «на протяжении многих периодов своей жизни он [Зверев] использовал трехцветную технику — с помощью белого листа и трех цветов он создавал романтические натюрморты, портреты и рисовал стволы деревьев».

Портрет неизвестного мужчины в очках, исполненный А. Т. Зверевым в конце 1950-х — начале 1960-х годов, хранится в Государственном историческом музее (инв. ИСГ 5035).

  • Анатолий Тимофеевич Зверев (1931, Москва — 1986, Москва) — живописец, график. Портретист, пейзажист, анималист, мастер натюрморта, иллюстратор. Родился в семье инвалида Гражданской войны. Учился в московском художественном ремесленном училище (1946–1950). В 1953 году поступил в Московское областное художественное педагогическое училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года, откуда вскоре был исключен за богемно-анархическое по- ведение. Большое влияние на художника оказали режиссер А. А. Румнев и коллекционер Г. Д. Костаки. В первой половине 1950-х годов работал художником-оформителем в детском городке Парка культуры «Сокольники». В 1957 году участвовал в работе международной студии художников и выставке в Центральном парке культуры и отдыха имени Максима Горького во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Экспонент квартирных и публичных выставок неофициального искусства, в том числе выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975). С середины 1960-х годов участвовал в международных выставках в США, Швейцарии, Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Италии и других странах. Произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музее Анатолия Зверева, Музее современного искусства (США) и других собраниях.