Войти / Регистрация

Степан Фёдорович Колесников «В церковь».

Лот №414
Закрытие лота: 23.05.2024 в 22:54
Стартовая цена: 1 600 000
Ставка Логин Время

Степан Фёдорович Колесников (1879–1955)
1920–1930-е гг.
Бумага тонированная на картоне, гуашь, пастель, лак
35,5 × 47,5 см; в раме — 43 × 54,5 см
Слева внизу подпись: S. Kolesnikoff
Провенанс: частная коллекция, Франция; Sotheby’s, London, 30 November 2010, lot 230; частная коллекция, Москва

С. Ф. Колесников был необычайно плодотворным мастером, успевшим создать за долгую творческую жизнь около трех тысяч работ. Расцвет его деятельности пришелся на 1920–1930-е годы, когда он проживал в эмиграции в Югославии. Именно здесь к художнику пришло широкое признание. Показателем престижа и хорошего вкуса жителей Белграда считалось иметь у себя дома хотя бы одно произведение С. Ф. Колесникова. Предпочтение отдавалось пейзажам с видами снежных русских зим, из которых самыми востребованными были композиции с идущими в храм или возвращающимися с церковной службы крестьянами. В своем творчестве художник предпочитает переходные периоды времен года — раннюю весну или позднюю осень, переходное время суток — утро или вечер. При создании графических работ С. Ф. Колесников применял особую технику: используя эффект основы — тонированной лилово-серой бумаги, он мастерски передавал сгущающиеся сумерки, лунный свет. Увлекшись работой с бумагой, мастер стал смешивать гуашь и темперу с пастелью, добиваясь удивительного эффекта бархатистой и мягкой фактуры красочной поверхности и совершенно по-своему интерпретируя декоративный строй произведения.

  • Степан Фёдорович Колесников (1879, Адрианополь, Екатеринославская губерния — 1955, Белград) — живописец, график, художник-монументалист, художник театра. Пейзажист, жанрист, портретист, баталист, мастер натюрморта. Родился в крестьянской семье. Учился в Одесском художественном училище (1897–1903) у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского и Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1903–1909) у А. А. Киселёва и И. Е. Репина. В 1909 году за картину «В старой усадьбе» удостоен звания художника и права на пенсионерскую поездку за границу. В 1910–1912 годах находился в пенсионерской поездке в Германии, Франции и Бельгии, на острове Капри познакомился с А. М. Горьким. В 1900–1910-х годах работал в Бессарабии, Карпатах, путешествовал по Болгарии и Сербии. В 1913 году совершил путешествие на верблюдах по Туркестану и Китаю. В 1919 году эмигрировал в Сербию. В 1920–1924 годах преподавал рисование в русско-сербской гимназии в Белграде. В 1921–1926 годах работал сценографом в Народном театре, для которого исполнил росписи плафона главного зала. Экспонент международных выставок в Париже (1905), Мюнхене (1909), Венеции (1910), Риме (1911) и Белграде (1930). Член Товарищества художников и Общины художников. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств и других собраниях.