Войти / Регистрация

Скульптура «Императрица Елизавета Петровна с арапчонком»

Лот №3
Закрытие лота: 23.05.2024 в 16:03
Стартовая цена: 800 000
Ставка Логин Время

Модель: 1745 год, Иоганн Кендлер (Johann Joachim Kändler, 1706–1775)
по картине 1743 года Георга Христофа Гроота (Georg Christoph Grooth, 1716–1749)
Германия. Саксония. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1890–1924
Марка: подглазурно от руки синим — скрещенные мечи
Метки: номер модели от руки в массе — 1059; номер формовщика штампом в массе — 100; номер художника от руки надглазурно красным — 57
Фарфор; надглазурная роспись, золочение
Высота 23,5 см
Атрибуция: Edles Meissner Porzellan aus 3 Jahrhunderten / Bildband von Kurt Krockenberger. — Holder Verlag Winnenden, 2002. — P. 298–299, «Zarin Elisabeth von Russland»

При императрице Елизавете Петровне на Мейсенской фарфоровой мануфактуре зародилась традиция увековечивать в фарфоре величие и силу самых значимых лиц. Россия стала основным заказчиком на мануфактуре Августа Сильного. Скульптурный «портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» работы Иоганна Кендлера воспроизводит прославленный живописный шедерв 1743 года немецкого художника Георга Гроота — ныне украшающий Третьяковскую Галерею, а до революции 1917 года находившийся в собрании князей Юсуповых в имении Архангельское под Москвой.

Императрица Елизавета Петровна изображена в форме офицера Преображенского полка, первого полка новой русской гвардии, основателем которой был Пётр I. Однако в трактовке художника императрица выступает не в роли воинственной государыни, олицетворяющей величие и мощь империи. Она показана в облике кокетливой светской дамы, облачившейся, как на маскараде, в мужской костюм и выехавшей на верховую прогулку в сопровождении причудливо наряженного слуги-арапчонка. Движения маленького слуги больше напоминают балетные па, всем своим видом он выражает восхищение своей госпожой. Но не столько ее императорским величием, сколько ее неотразимой красотой и женским очарованием.