Войти / Регистрация

Окимоно «Актеры Мандзай»

Лот №212
Закрытие лота: 23.05.2024 в 19:32
Стартовая цена: 960 000
Ставка Логин Время

Мастер Унхо (яп. 雲鳳)
Япония, период Мэйдзи (1868–1912)
Cлоновая кость; резьба, полировка, гравировка, тонирование
Высота 17,8 см
С экспертным заключением

Персонажи окимоно — актеры японского традиционного уличного представления мандзай — в образах цуккоми и бокэ. Цуккоми сидит с веером в руке, бокэ пританцовывает рядом. Мандзай — это традиционный японский комедийный жанр, изначально возникший в Осака и подразумевающий выступление двух актеров. Обычно актер, играющий персонажа бокэ (яп. «маразм», «маразматик») делает или рассказывает что-то глупое, тогда как цуккоми (яп. «вклиниваться») пытается над ним подшутить. Большая часть представления вращается вокруг споров, иронии, каламбура и шуток. Бокэ постоянно путается и рассказывает глупости. Цуккоми с бумажным веером харисэн в руке — реалист и прагматик, пытается его поправлять.

Истоки жанра мандзай уходят к периоду Хэйан (794–1185), когда на новый год было принято парами ходить по домам и давать небольшие представления. После словесного поздравления один начинал танцевать, а другой аккомпанировал ему на барабане. В период Эдо (1603–1868) жанр мандзай распространился по всей стране, имея различные названия в зависимости от региона. Теперь он включал в себя не только песни и танцы, но и шуточные рассказы, диалоги, споры. После Второй мировой войны представления мандзай практически исчезли, но постепенно возродились не только в театральной форме, но и на радио и телевидении.

На дне произведения в овальном картуше изображены два иероглифа «雲鳳», читающиеся как «Унхо:».