Войти / Регистрация

Скульптура сидящей Бодхисаттвы Гуаньинь с мальчиком

Лот №205
Закрытие лота: 23.05.2024 в 19:25
Стартовая цена: 1 600 000
Ставка Логин Время

Китай. XX век
Нефрит; резьба, гравировка, полировка
Высота 20,7 см (с подставкой); 17 × 16,5 × 8 см (без подставки)

Бодхисаттва в буддизме — последняя ступень перед тем, как стать буддой. Гуаньшиинь (кит. «слышащий звуки мира»; санскрит. Авалокитешвара; яп. Каннон) — бодхисаттва милосердия, один из самых почитаемых буддийских персонажей на Дальнем Востоке. В Китае бодхисаттве Гуаньинь молятся о сострадании и обращаются также с просьбой о рождении сына, поэтому она в Поднебесной приобретает женские черты.

Бодхисаттва Гуаньинь изображена сидящей в свободной позе, правая нога согнута в колене, поставлена, левая нога согнута в колене, опущена на землю. Левой рукой, в которой она держит свиток, опирается на пенек; правая рука опущена на колено правой ноги. Волосы собраны в высокую прическу, узел заколот шпилькой. Лицо округлое, мочки ушей длинные. Облачена бодхисаттва в длинную юбку и плащ, лежащие свободными складками, грудь открыта; подол одеяния подтянут и приоткрыта босая левая ступня, сильно вывернутая, как будто Гуаньинь пытается положить ногу «в позу лотоса». Около правого бедра Гуаньинь вырезан мальчик, который облокотился на ее колено и протягивает бодхисаттве жезл жуи — «все, что пожелаешь»; около пенька растет древесный гриб линчжи — символ долголетия. Группа установлена на подставке из красного дерева, вырезанной специально по форме основания скульптуры; юбочка подставки орнаментирована прорезным сквозным узором с завитками в форме шляпок грибов линчжи.

Поверхность камня тщательно отполирована до полупрозрачности и влажного блеска, выявлено, что скульптура вырезана из светло-зеленого, без вкраплений, однородного по цвету нефрита хорошего качества: он является дорогим минералом типа «хэтянь» из Хотана, из Восточного Туркестана.

Мастер ориентировался в резьбе на традиционное изображение сидящей Гуаньинь, однако композиция и поза переданы свободно, резчик не стал следовать строгому канону. Эта скульптура могла использоваться в простом домашнем обиходе и напоминать об обращении и молитве к бодхисаттве с просьбой о рождении сына, что является главным чаянием китайцев.

Произведение представляет коллекционный интерес.